Printmaking

Высокая печать

Способ печати с использованием печатной формы на которой печатающие элементы расположены выше пробельных, так что при печати пробельные элементы бумаги не касаются. Формы высокой печати изготавливаются из твердого сплава или фотополимера.

Промышленное производство:

  • Флексография - сегодня основной вид промышленной высокой ротационной печати. Представляет собой прямую печать быстросохнущими жидкими красками, закрепляющимися на различных (чаще — гибких) материалах, с использованием эластичных печатных форм, которые могут быть установлены на формных цилиндрах с различной длиной окружности.
  • Пишущая машинка - её можно причислить к любому виду высокой печати. Широко использовалась в XIX—XX вв. как в офисе «на работе» так и в домашней обстановке. 
    Принцип работы большинства пишущих машинок заключается в нанесении символов на бумагу при помощи специальных рычагов, заканчивающихся площадками с выступающими металлическими литерами. При нажатии соответствующей клавиши рычаг ударяет по пропитанной чернилами ленте, оставляя, таким образом, отпечаток литеры на подводимом листе бумаги. Перед печатью следующего символа выполняется автоматический сдвиг бумажного листа (а также, как правило, прокручивание красящей ленты).
    В апреле 2011 закрылся завод по производству пишущих машинок в Мумбаи, принадлежавший индийской компании Godrej and Boyce, что вызвало ряд сообщений в СМИ о закрытии «последнего завода пишущих машинок», что вскоре было опровергнуто. 
    В ноябре 2012 фабрика Brothers выпустила пишущую машинку, названную «последней, произведённой в Великобритании»; машинка была подарена лондонскому Музей науки.

Авторское ручное производство:

  • Линогравюра - ручной способ изготовления формы высокой печати на линолеуме или сходных с ним материалах.
  • Ксилография - (от греч. хylon - дерево и grapho - пишу, рисую), гравюра на дереве, один из видов гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Изображение в ксилографии отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения. Формы, изготовленные способом ксилографии, выдерживают до 15 тысяч оттисков.

Глубокая печать

Способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным. Такая особенность технологии обеспечивает рельефность элементов изображения, которые выступают над поверхностью бумаги.

Промышленное производство:

  • Ротационные многосекционные рулонные и листовые печатные машины.

Авторское ручное производство:

Офорт и его разновидности:

  • Травлёный штрих — основная манера офорта. 
    Создание офорта травлёным штрихом включает следующие этапы: подготовка доски; гравирование (рисунок офортной иглой по кислотоупорному грунту); травление; пробный оттиск и коррекция печатной формы; печать.
  • Акватинта — оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок водяными красками — акварелью; это сходство и обусловило происхождение наименования.
  • Резерваж — рисунок (специальными или обыкновенными чернилами, а также гуашью или тушью с добавлением сахара), нанесённый пером или кистью непосредственно на гладкую поверхность металла, покрывается кислотоупорным грунтом. Печатная форма опускается в воду. Разбухая, чернила приподнимают лежащие над ними частицы грунта, которые легко снимаются и обнажают металл. В результате травления получают гравюру, напоминающую набросок пером или рисунок кистью.
  • Лавис
    Изобретён французским художником XVIII в. Ж. Б. Лепренсом. Изображение наносится прямо на доску кистью, смоченной кислотой; при печатании краска набивается в вытравленные углубления. Гравюры в технике лависа напоминают рисунок кистью с размывкой.
  • Мягкий лак
    Обычный офортный грунт смешивается с жиром, отчего он становится мягким и легко отстаёт; загрунтованная печатная форма покрывается зернистой бумагой, на которую наносится рисунок твёрдым карандашом. От давления карандаша частицы грунта, прилипая к бумаге в соответствии с линиями рисунка, снимаются затем вместе с ней, после чего печатная форма подвергается травлению. Для гравюры, выполненной в технике мягкого лака, характерен живописный, зернистый штрих, передающий специфику рисунка карандашом или углём.
  • Сухая игла
    Разновидность углублённой гравюры на металле, основанная на процарапывании штрихов иглой. Для гравюр, исполненных в технике «сухой иглы», характерна бархатистость штрихов (несколько приближающая «сухую иглу» к рисунку), возникающая благодаря оставляемым иглой заусенцам - так называемым барбам. «Сухая игла» часто является дополнением к технике офорта. 
  • Меццо-тинто
    (итал. mezzo — средний, tinto — окрашенный) — вид гравюры на металле. Основным принципиальным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений — штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Иначе говоря, требуемое в оттиске изображение создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.
    Предварительно полированная поверхность металлической доски подвергается зернению — покрывается с помощью «качалки» (гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость. Зернение — процесс длительный и весьма трудоёмкий. При печати такая доска («заготовка») даёт сплошной чёрный тон. Существуют и другие, в том числе за счёт травления, способы зернения доски.
  • Карандашная манера
    Разновидность пунктирной манеры углублённой гравюры на металле, имитирующая рисунок карандашом, углём, сангиной или пастелью. Эффекты карандашной манеры достигаются нанесением мелкозернистых штрихов и пятен на загрунтованную доску (с помощью рулеток или чекана) с последующим травлением.
  • Пунктирная манера
    (от лат. punctum - точка), вид гравюры на металле. Изображения создаются с помощью мелких углублений в виде различной глубины и величины точек, наносимых пунсонами, матуаром, иглами и пр. на поверхность металлической пластины, покрытой кислотоупорным лаком. Гравюры, исполненные в пунктирной манере, отличаются мягкостью светотеневых градаций.
  • Резцовая гравюра
    (нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving), старейшая разновидность гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углублённые элементы печатной формы создаются (прорезаются) с помощью штихеля. Резцовая гравюра возникла на основе украшения резьбой различных металлических изделий. В средние века распространился приём заполнения врезанных в металл линий цветным составом, главным образом чернью.

Плоская печать

Способ печати, использующий формы, на которых печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости и различаются лишь физико-химическими свойствами.

Промышленное производство:

  • Офсетная печать - (от англ. offset) способ печатания, при котором краска с печатной формы передаётся под давлением на промежуточную эластичную поверхность резинового полотна, а с неё на бумагу или другой печатный материал. Принцип О. п. предложен в 1905 в США, когда была создана первая офсетная печатная машина. Обычно название «О. п.» объединяет процессы печатания с форм плоской печати (См. Плоская печать), которые основаны на избирательном смачивании печатающих элементов краской, а пробельных — водным раствором, что достигается благодаря различным молекулярно-поверхностным свойствам отдельных участков формы. В процессе печатания форму попеременно смачивают водным раствором и закатывают краской, после чего вводят под давлением в контакт с поверхностью резиновой пластины, а последнюю — в контакт с бумагой и получают отпечаток.
  • Тампонная печать - эластичный промежуточный элемент, переносящий изображение (называемый «тампоном» или «роллером»), позволяет переносить изображение с печатных форм глубокой, плоской, высокой и трафаретной печати на поверхности практически любой формы.
  • Ирисовая печать - печать осуществляется несколькими красками одновременно из одного красочного ящика, разделенного перегородками, с одной печатной формы при использовании раскатных валиков с фиксированным осевым перемещением. Ирисовый эффект может быть реализован только при использовании высоковязких красок, поэтому ирисовыми красочными аппаратами комплектуются листовые офсетные машины.

Авторское ручное производство:

  • Литография - (от греч. litos – камень, grapho – пишу)». Рисунок наносился на поверхность отшлифованного камня жирным карандашом, после чего поверхность печатной формы обрабатывалась азотной кислотой. Кислота могла воздействовать только на участки камня, свободные от жиров, в результате чего образовывались места способные удержать воду. Это объясняется тем, что под воздействием азотной кислоты камень освобождается от углекислоты и, становясь пористым удерживает воду, а участки камня, покрытые жирным карандашом … воспринимали жиры, а, следовательно, и типографскую краску.
  • Хромолитография - литографский многокрасочный оттиск. Впоследствии способ Тромонина назвали хромолитографией. Для получения многокрасочного оттиска количество форм изготовлялось по количеству красок. Для этого необходимо было первоначально разложить многоцветное изображение на отдельные составляющие его цвета, что делалось на глаз мастером-хромолитографом. На каждый из камней изображение переводилось по абрису. Абрис – границы перехода цветовых тонов изображения, наносимые на прозрачный материал (кальку) и переводимые затем на литографский камень». Сейчас литография применяется как особый вид искусства для печатания эстампов.

Трафаретная печать

Способ печати, где используется печатная форма, представляющей собой сетку (трафарет), сквозь ячейки печатающих элементов которой, с помощью ракеля, продавливается печатная краска. Существуют разновидности: классическая трафаретная и ротаторная печать (см. ризография).

Промышленное производство:

  • Трафаретная печать - Печать на автоматических и полуавтоматических трафаретных станках, плоского или карусельного типа.
  • Ризография - полиграфическое устройство, использующее метод трафаретной печати. Иногда именуется «ризограф», по названию компании Riso, специализирующейся на производстве данных аппаратов.
    Копируемый оригинал помещается во встроенный сканер дупликатора. Внутри аппарата автоматически перед печатью создаётся форма посредством прожигания термоголовкой отверстий в мастер-пленке (обычно из полимерного материала). Форма автоматически натягивается на печатающий цилиндр (барабан). Изнутри барабана поступает краска, которая пропитывает внутренний слой мастер пленки и через отверстия в форме наносится на бумагу.

Авторское ручное производство:

  • Шелкография - печать на ручных трафаретных станках.

Тиснение

Процесс, относящийся к послепечатной отделке продукции. Производится на ручных, полуавтоматических и автоматических прессах для тиснения, основан на припрессовке горячим или холодным способом металлизированной или пигментной фольги или полимерной пленки.

Промышленное производство:

  • Тиснение фольгой - между нагретым клише и материалом (бумагой, кожей, пластиком и т. д.) размещается фольга и производится ее припрессование. Под действием нагретого клише фольга отстает от пленки-носителя и закрепляется клеевым слоем на поверхности материала.
  • Слепое тиснение (блинт) - (от нем. blind — слепой) тиснение (без фольги) с помощью одного клише.
  • Конгрев - придание рельефа (в сторону наблюдателя) спрессовыванием материала между клише для конгрева (матрицы) и пуансона (контрматрицы, ответной части). Изображение получается выпуклым.
  • Конгревное тиснение с фольгой - обычно сначала припрессовывается фольга, а затем изображению придается рельеф.

Цифровая печать

Классификация по способу нанесения на запечатываемый материал:

  • Электрофотография - совокупность методов получения фотографических изображений, основанных на преобразовании видимого изображения в распределение (рельеф) электростатического потенциала в слое полупроводника с последующим обратным преобразованием - визуализацией рельефа. Визуализация осуществляется окрашенными частицами сухого порошка (ксерография) с помощью оптических, электростатических или электронных микрозондов, преобразованием потенциального рельефа в рельеф толщины и др.
  • Ксерография - (от назв. Xerox) электрофотография на фотопроводящем слое диэлектрика или высокоомного полупроводника, способ копирования различных документов. Такой фотографический процесс широко применяется в учрежденческих копировальных аппаратах.
  • Лазерная печать - (laser printer) — один из видов компьютерных принтеров, позволяющий быстро изготавливать высококачественные отпечатки текста и графики на обыкновенной бумаге. Подобно фотокопировальным аппаратам лазерные принтеры используют в работе процесс ксерографической печати, однако отличие состоит в том, что формирование изображения происходит путём непосредственного сканирования лазерным лучом фоточувствительных элементов принтера.
  • Ионография
  • Магнитография
  • Технология струйной печати - Это технология получения отпечатков, при которой изображение наносится на запечатываемый материал набрызгиванием с высокой скоростью (до 1 млн капель в секунду) специальных красок из сопел очень малого диаметра.
  • Термальные технологии
  • Трансферная печать

Классификация по красящему материалу (печатной краске):

  • Масляные краски
  • Сольвентные чернила
  • UV-краски
  • Порошки
  • Пасты
  • Водные краски

Фотографическая печать

Принцип печати основан на получении изображений и фиксировании их с помощью химических и физических процессов, получаемых с помощью света, то есть электромагнитных волн, излучаемых непосредственно или отражённых.

Авторское ручное производство:

  • Калотипия (1835) - способ получения негативного изображения на бумаге, пропитаннойсветочувствительным раствором, которое использовалось впоследствии для изготовления позитивных бумажных отпечатков.
    Изобретатель калотипии — английский ученый Уильям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot). Первый бумажный негатив был получен Тальботом в 1835 и имел формат 25?25 мм.
  • Дагеротипия (1839) - способ непосредственного получения при съёмке позитивного изображения.
    Дагеротипия создана французским изобретателем Ньепсом ок. 1822 года и обнародована художником Дагером в 1839 году. Считается первым практическим способом фотографирования — это была единственная возможность получения фотографических изображений до изобретения в 1851 году мокрого коллодионного процесса, полностью вытеснившего более сложную и опасную дагеротипию.
  • Цианотипия (1842) - Cтаринный способ монохромной фотографической печати, который давал отпечатки голубого оттенка («Берлинская лазурь»). Изобретён этот  способ в 1842 году Джоном Гершелем.
    Один из простейших и, в то же время, один из красивейших  способов альтернативной печати фотографий. Прост он тем, что химические реактивы несложно найти, негатив для контактной печати легко изготовить на обычном принтере, а для того чтобы экспонировать изображение, достаточно солнечного света и простой воды.
  • Амбротипия, коллодионный процесс (1851) - вариант коллодионного процесса, изобретённого в середине 1850-х Фредериком Скоттом Арчером. В результате этого процесса получается позитивное изображение на стеклянной пластине, закрашенной с одной стороны черной краской или же черной в массе.
  • Тинтайп, ферротипия (1860-е) - один из видов моментальной фотографии на жестяных пластинках, покрытых асфальтом и коллодием[1]. Этот фотографический процесс был разработан и запатентован в США в XIX веке.
  • Артотипия, альбер[то]типия, гелиотипия, коллотипия (1868) - разновидность фототипии; исторический монохромный фотографический процесс, при котором снимок делается на тонкую желатиновую пластину, сенсибилизированную дихроматом калия. Изобретена в 1868 году[3] придворным фотографомЛюдвига II Йозефом Альбертом.
  • Бромойль (1907) - (бромомасляный процесс) — дополнительная обработка позитива, отпечатанного на бромосеребряной фотобумаге. Заключается в одновременном отбеливании изображения и дублении желатины двухромовокислыми солями с последующим формированием изображения за счет пропитывания фотоэмульсии масляной краской.
    Бромойль широко применялся в первой половине XX века. Для него были характерны мягкие изображения, похожие на живопись.
  • Желатино-серебряный процесс (1870) - желатиновая галогено-серебряная печать (Gelatin Silver Print; Silver Print ) - изобретенный в 1870-е годы процесс (черно-белой) фотопечати, при котором бумага покрывается желатином, содержащим светочувствительные соли серебра.
  • Везикулярный процесс, кальвар-процесс (1950-е) - (от лат. vesicula — пузырёк), Кальвар-процесс, пузырьковый процесс — фотографический процесс, в результате которого образуется изображение, состоящее из светорассеивающих пузырьков газа, находящегося в прозрачной плёнке.
    Диапозитив или кинофильм, отпечатанные по данному процессу, обеспечивают качественное изображение, не уступающее галогеносеребряным материалам. Кроме того, благодаря рассеянию, а не поглощению света пузырьками, плёнка меньше нагревается светом, а потому может быть использована в проекторах с большим световым потоком.
  • Альбуминовая печать (1850) - технология для получения фотографических изображений, предложенная в 1850 г. Луи Дезире Бланкар-Эвраром (фр. Louis Desire Blanquart-Evrard). Технология была первым коммерчески успешным методом печати на обычной бумаге c исходного негатива. Этот метод, основанный на использовании альбумина из белков яиц для закрепления фотохимикатов на бумаге, стал доминирующим способом получения позитивов с 1855 г. и вплоть до конца XIX века.
  • Углеродная печать (1864) - (или carbon transfer printing, далее просто - карбон) это процесс, в котором используюется свойство желатиновой пленки, пропитанной бихроматом (аммония или калия), твердеть под воздействием ультрафиолетового излучения. Принципиальное отличие карбона от гум-бихромата в том, что латентное изображение проявляется не на той основе, где производилось экспонирование, а после переноса на окончательную основу; отсюда и «transfer» в названии процесса. Есть два основных вида углеродной печати: процесс с однократным и процесс с двухкратным переносом.
  • Платиновая печать (1873) - (англ. platinum print или platinotype) — процесс монохромной фотопечати, основанный на светочувствительности оксалата железа(III).
    Под действием света оксалат железа(III) превращается в оксалат железа(II). Далее, оксалат железа(II) взимодействует с платиной(II) (или палладием(II)), превращая её в обычную платину, которая и образует изображение.
    Процесс был изобретен Уильямом Уиллисом в 1873 году, первая платиновая фотобумага была представлена на рынке в 1881 году и была произведена «Компанией платиновой печати» (Platinotype Company), основанной Уиллисом в 1879 году.
  • Палладиевая печать (1914) - процесс монохромной фотопечати, основанный на светочувствительности оксалата железа (III). Вариант платиновой печати.
  • Термография - способ размножения или копирования рукописных, печатных и других штриховых чёрно-белых оригиналов при помощи термочувствительных материалов.
  • Гумбихроматная печать (1850) - Процесс основан на свойстве хромированных коллоидов задубливаться пропорционально количеству полученного света.
    Способ был изобретен в  1850-х годах, но оставался в забвении до  1890-х , когла к нему вновь обратились фотографы-пикториалисты.
  • Цветные процессы:
    - Аддитивные методы цветной фотографии
    - Растровый способ цветной фотографии
    - Субтрактивные методы цветной фотографии
    - Пигментный способ цветной фотографии
    - Гидротипный способ цветной фотографии
    - Виражный способ цветной фотографии
    - Процесс Хилла (гелиохромия, цветная дагерротипия, хиллотипия)
  • Патентованные процессы:
    - Процесс Липпмана (1891)
    - Autochrome Lumiere (1903)
    - Agfacolor
    - Cibachrome
    - Kodachrome
    - Процесс K-12
    - Процесс K-14
    - Ektachrome
    - Процесс E-4
    - Процесс E-6
    - Процесс C-41
    - ЦНД-ORWOCOLOR
    - ЦО—ORWOCHROM
    - ОЧ

Продукты печати

  • Отпечаток - изображение получаемое любыми способами печати, включая, например, струйную печать, когда нет контакта (надавливания) печатной формы и запечатываемого материала.
  • Оттиск - воспроизведение изображения, получаемое надавливанием печатной формы.
  • Авторский принт - тираж (обычно авторского произведения искусства) с помощью какой-либо печати, произведенный с согласия и при непосредственном участии автора. Тираж обязательно контролируется и он ограничен Limited Edition Print. Каждый принт в этом случае имеет свой собственный номер. Возможны самые разнобразные техники печати при тиражировании: офорт, линогравюра, литография, шелкография и т.д.
  • Репродукция - (от лат. produco - произвожу) Воспроизведение полиграфическими или другими средствами произведений изобразительного искусства (живопись, графика, фотография и т. п.)
  • Монотипия - (от греч. typos — отпечаток), вид печатной графики. Техника М. заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В качестве печатной формы можно использовать стеклянные и пластиковые пластины, поверхность воды.
  • Аквамонотипия - Искусство Эбру. (от персид. «об» (вода) и «ру» (на)) Отпечатки, где печатной формой является поверхность воды.
  • Фотография - (греч., от phos, photos - свет и grapho - пишу). Светопись. Искусство изображения на стекле, металле или бумаге объектов, воспроизводимых посредством света в камере-обскуре. Наиболее распространена ф. на солях серебра. Открытая в 1829 г. Даггером и Ниепсом, ф. получила громадное распространение с 1871 г., после применения желатинной бромосеребряной эмульсии для изготовления сухих светочувствит. пластинок. 
  • Эстамп - (франц. estampe, от итал. stampa — печать, оттиск), литографский или гравюрный отпечаток, являющийся станковым произведением художественной графики. Э. называют обычно подписной оттиск с печатной формы, выполненной самим художником (реже — мастером-гравером или литографом).
  • Гравюра - (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф).
    В зависимости от способа получения оттиска данный вид графики делится на два основных вида: «гравюру высокой печати» и «гравюру глубокой печати». В первом случае краска накатывается и переносится на запечатываемую бумагу с плоскости доски, а во втором — из углублений штрихов. В зависимости же от материала печатной формы гравюрные техники различаются так: гравюра на металле, линогравюра, ксилография, гравюра на картоне, воске и т. п.
  • Стереоизображение на плоскости - анаглифическая печать - способ воспроизведения объемных изображений на плоскости полиграфическими средствами. Суть его состоит в создании двух изображений одного объекта, сфотографированного с двух точек съемки. Оба изображения печатают на одном листе, каждое своей краской (синей и красной) и с линейным смещением относительно друг друга. Рассматривают полученный двухкрасочный оттиск через цветные очки (для каждого глаза свой цвет). Суммарное изображение на оттиске воспринимается как объемное (коричнево-черное на светлом фоне).